Меню Закрыть

ФГОС ООО муниципальный уровень (Учебная программа)

Конспект занятия внеурочной деятельности по русскому языку в 7 классе
по теме «Интересная фразеология»

Грачева Е.А., учитель русского языка МБОУ «ЦО № 1»

Цели урока:

1) деятельностная: развивать способности к мыслительной деятельности, т. к. изучение фразеологии важно для познания самого языка, научить работать над проектом;

2) образовательная: познать происхождение фразеологизмов и употребление в речи, уметь подбирать фразеологизмы-синонимы, антонимы, обогатить речь учащихся новыми фразеологизмами, научить подбирать русские эквиваленты к английским и немецким фразеологизмам, способствовать повышению грамотности учащихся, анализировать и систематизировать материал в процессе работы над индивидуальным проектом;

3) воспитательная: знакомство с русской фразеологией позволяет глубже понять историю и характер нашего народа, повысить культуру речи учащихся.

Средства обучения: компьютер, проектор, электронные  фразеологические словари, карточки с заданиями.

Презентации: «Интересная фразеология«, «Английские, немецкие и русские фразеологизмы«, «Фразеологизмы-синонимы«

Планируемые результаты

Предметные УУД

Метапредметные УУД

Личностные УУД

Научиться определять происхождение фразеологизмов,подбирать синонимы, антонимы, употреблять фразеологизмы в речи П. – умение находить ответы на вопросы, используя словари;

 

Р. – умение действовать по плану, планировать свою деятельность и соотносить ее с поставленной целью

К. – умение договариваться в паре, находить общее решение действий, формулировать свое мнение и выводы;

– создание условий для общения в процессе учебного занятия через работу в парах

  • развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в разных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
  • формирование интереса к проектной деятельности.
  • способность к саморегуляции и самооценке.

Ход занятия

Этап занятия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Результаты этапа

1. Мотивация Приветствие детям:

 

Итак, не будем бить баклуши.
Вы засучите рукава.
Задания приготовьтесь слушать,
Чтоб не кружилась голова.
Пожелаем всем удачи.
За работу, в добрый час!

Приветствие учителя Настрой на работу
2. Актуализация знаний – Занятие сегодня хотела начать с вопросов, которые я видела на рекламных щитах:

 

1. Интересно, на что вешают нос, приходя в уныние?

2. Интересно, какие конюшни были у коннозаводчика Авгия?

3. Интересно, зачем советуют искать ветер в поле, когда кто-нибудь бесследно исчезает?

4. Интересно, как можно тянуть волынку, и не приведет ли это к конфликту с Шотландией?

– Как ответить на данные вопросы?

 

 

 

Дети отвечают на вопросы

 

 

 

Вспоминают фразеологизмы.

 

 

 

Дети приходят к выводу, чтобы понять слоганы на рекламных щитах необходимо знание русской фразеологии

3. Целеполагание – С понятием «фразеология» мы знакомы. Какова цель нашего занятия? Дети вспоминают определение фразеологии.

 

Формулируют  цель занятия: повторить фразеологические единицы, обогатить наш словарный запас новыми единицами.

Тема нашего занятия «Интересная фразеология»

Определены цель и задачи занятия
4. Основная часть занятия – Мы прослушаем интересные проекты, подготовленные ребятами, которые трудились в поте лица и набирались ума, изучая информацию по данной теме. А все остальные не будут сидеть сложа руки, а будут выполнять задания, предлагаемые выступающим    

 

 

 

 

 

 

В соответствии с целями и задачами  каждого предложенного проекта дети анализируют изложенный материал, выявляют новую информацию, выполняют задания в парах, находят общее решение действий, формулируют свое мнение и делают выводы.

Обогащают словарный запас новыми фразеологическими единицами

– Интересно, каково происхождение фразеологизмов в русском языке? Мы знаем это? Так давайте узнаем.

 

1. Помогает представить проект ученика «Интересная фразеология».

 

– Я думаю, выступление всем было интересно

 

 

1. Представление учеником проекта «Интересная фразеология».

Слушают проект ученика.

Анализируют материал, выполняют в парах задания, подготовленные учеником, используя электронный фразеологический словарь: определяют происхождение предложенных фразеологизмов, подбирают фразеологизмы-синонимы, антонимы

– А интересно понаблюдать, какую роль  играют фразеологизмы в текстах художественной литературы…

 

2. Помогает представить проект «Фразеологизмы в текстах художественного стиля речи».

– Прослушав проект, мы должны сделать интересное наблюдение. Какое?

 

 

 

2. Представление учеником проекта «Фразеологизмы в текстах художественного стиля речи».

Слушают проект ученика. Анализируют материал, выполняют задание, предложенное учеником: работают с текстом, выявляя функцию синонимов, использованных в нем.

Отвечают на вопрос, делают вывод: фразеология – одно из самых ярких и действенных средств языка. Метафоричность, эмоциональность, экспрессивность – все эти качества фразеологических единиц придают речи образность и выразительность

– Интересно, что особой жизнью живут фразеологизмы в текстах средств массовой информации, особенно в газетах…

 

3. Помогает представить проект «Фразеологизмы в заголовках газет».

– Проект заставил меня задуматься над следующим вопросом: трансформация фразеологизмов в заголовках статей не приведет ли к тому, что значение фразеологизмов будет забыто?

 

 

 

3. Представление проекта учеником «Фразеологизмы в заголовках газет».

Слушают проект ученика. Анализируют материал. Отвечают на вопрос, делают вывод.

– Интересно, обладают ли другие языки мира таким богатством, как фразеология?

 

4. Представление проекта «Сравнительная характеристика фразеологизмов русского, английского и немецкого языков»

 

 

 

4. Представление проекта учеником «Сравнительная характеристика фразеологизмов русского, английского и немецкого языков».

Слушают проект ученика. Анализируют материал, выполняют задания, подготовленные учеником: переводят на русский язык английские и немецкие фразеологизмы, выявляют черты сходства и различия между фразеологизмами.

Делают вывод: много общего во фразеологии разных народов

5. Рефлексия – Вспомним цели, которые мы ставили в начале урока?

 

– Интересно, какие фразеологизмы вы запомнили?

Охарактеризуйте свое настроение в конце урока, выбрав соответствующий  смайлик

Ребята высказывают собственное мнение о занятии.

 

Подводят итог:

– Мы повторили фразеологические единицы, обогатили свой словарный запас новыми фразеологизмами: русскими, английскими, немецкими

Саморегуляция и самооценка