30 сентября 2022 года на базе МБОУ «Центр образования № 18 имени Героя Советского Союза Евгения Федоровича Волкова» прошла педагогическая мастерская «Адаптация, социализация и интеграция детей-мигрантов в школьную среду».
Мероприятие было организовано МКУ «ЦНППМ г. Тулы» в рамках исполнения плана мероприятий, направленных на повышение качества образования в муниципальных школах с низкими образовательными результатами, а также реализации проекта адресной методической помощи «500+».
Свиридова Н.В., главный специалист МКУ «ЦНППМ г. Тулы», представила организационно-управленческую модель адаптации и социализации детей-мигрантов в условиях общеобразовательной организации.
Психолого-педагогические аспекты работы с детьми-мигрантами осветила в своем выступлении «Проблемы адаптации детей-мигрантов: психолого-педагогический подход» Четверикова А.С., кандидат педагогических наук, заведующий отделом методического обеспечения МБУДО «Центр ППСС».
Усова Е.Н., заместитель директора по воспитательной работе МБОУ ЦО № 5, презентовала опыт работы по теме: «Педагогическая поддержка адаптации и социализации детей-мигрантов».
Кулакова Е.А., социальный педагог МБОУ ЦО № 28 поделилась опытом работы по вопросу «Социализация обучающихся – представителей цыганской диаспоры».
В мероприятии приняли участие 37 педагогов.
Материалы в помощь
Различные программы и рекомендации по адаптации и социализации детей мигрантов
- «Программа обучения детей мигрантов» (под руководством А.Н. Гуляевой);
- Программа обучения и развития детей 5-6 лет «Предшкольная пора» (под редакцией Н.Ф. Виноградовой);
- «Технология психолого-педагогического сопровождения детей-мигрантов» (РГПУ им. А.И. Герцена совместно с немецкой неправительственной организацией «Велленбрехер»);
- «Программа социально-психологической поддержки и помощи детям и подросткам-мигрантам по преодолению отчуждения в новой социокультурной среде (В.В. Гриценко, Н.Е. Шустова);
- методические рекомендации «Особенности работы педагогов с детьми мигрантов в образовательных организациях», разработанные в Карельском институте развития образования;
- Тренинги толерантности для подростков по преодолению и профилактике «мигрантофобии» (Г.У. Солдатова);
- Программа оценки адаптации детей и подростков из семей мигрантов (Г.У. Солдатова, А.В. Макарчук, А.Б. Пантелеева).
Рекомендации для родителей детей-мигрантов
■ Сидите рядом с ребенком до тех пор, пока он не завершит делать домашнее задание;
■ Проверьте, чтобы все необходимое (учебник, карандаш, ручка, тетрадь) было для выполнения домашнего задания;
■ Дети лучше выполняют домашнее задание, если они говорят о нём или объясняют кому-то, что и в какой последовательности следует делать;
■ Вы должны знать, какое домашнее задание ребенок выполняет и когда его следует сдать;
■ Если задание оказалось трудным для выполнения, помогите ребенку, пытаясь объяснить наилучшим образом, но не делайте задание за него.
Практический материал для педагогов.
Методические рекомендации органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации об организации работы общеобразовательных организаций по языковой и социокультурной адаптации детей иностранных граждан.