Меню Закрыть

Методическая поддержка

Информационно-методические материалы по теме «Комплексный консалтинг как инновационная технология работы с семьёй»

Материалы предназначены для руководителей, заместителей руководителя, классных руководителей, педагогов-организаторов, педагогов-психологов, социальных педагогов, воспитателей. 

Материалы можно использовать для методических совещаний всего педагогического коллектива, отдельных категорий педагогических работников.


Полезные ресурсы


Информационно-методические материалы по теме «Блочно-модульное планирование обучения»

Материалы предназначены для руководителей, заместителей руководителя, учителей-предметников.
Материалы можно использовать для методических совещаний всего педагогического коллектива, отдельных категорий учителей-предметников.


Научно-методические материалы в помощь школам с низкими образовательными результатами (ФГБУ «ФИОКО») — ссылка


Предлагаем в помощь школам с низкими образовательными результатами и школам-партнерам образцы соглашений о сотрудничестве по созданию условий для повышения качества образования в рамках реализации муниципальной программы повышения качества образования в школах с низкими образовательными результатами и Проекта адресной методической помощи 500+:

— Договор о сетевой форме реализации образовательных программ;

— Договор о сотрудничестве межшкольного партнёрства в рамках реализации комплекса мероприятий по повышению качества образования в школах с низкими образовательными результатами;

— Соглашение о сотрудничестве по созданию условий для повышения качества образования в рамках реализации Проекта адресной методической помощи 500+.

Руководителям школ с низкими образовательными результатами

Методические рекомендации по переводу образовательной организации в эффективный режим функционирования (в помощь руководителям и заместителям руководителя школ с низкими образовательными результатами).
Рекомендации по разработке программы повышения качества образования в образовательной организации.
«Я – эффективный директор. Как разработать и реализовать программу улучшения образовательных результатов учащихся школы»

Цель учебно-методического пособия – помочь директору российской школы, членам его управленческой команды, педагогам и партнерам школы сделать ее более эффективной и преодолеть ограничения, которые создают сложный социальный контекст и дефицит необходимых ресурсов. Представлен не перечень идеологических концепций, а проверенный на практике набор инструментов, позволяющих точно определить проблемы в управлении и преподавании, разработать программу улучшения образовательных достижений и климата школы, запустить ее в действие и оценить происходящие изменения.

«Поверх барьеров: истории школ, работающих в сложных социальных условиях». Книга для школьных администраторов и для тех, кто управляет школами на муниципальном и региональном уровнях.

В книге собраны истории тринадцати школ, работающих в сложных социальных условиях. Некоторым из них удалось справиться с проблемами, обусловленными сложным контингентом и ограниченными ресурсами, показывать высокие образовательные результаты и жить насыщенной, яркой жизнью. Другие только ищут путь к успеху. Но, в любом случае, этим школам приходится двигаться вперёд «поверх барьеров». В книге читатели познакомятся с образовательной политикой и управленческими стратегиями этих школ, которые делают такое движение возможным. Книга адресована широкому кругу читателей: педагогам и директорам школ, специалистам управления образованием, образовательным политикам и всем, для кого интересна и важна отечественная школа.

Навигатор по ресурсам индивидуализации и тьюторства

Навигатор предназначен руководителям и педагогическим работникам образовательных организаций и направлен на профессионально-личностное развитие педагогов, в том числе школ с низкими образовательными результатами, с целью повышения качества образования.
Представленные в данном навигаторе ресурсы помогут в ситуациях, когда:

  • обучающийся утратил интерес к учебной, образовательной деятельности и не мотивирован на учебу;
  • требуются особые педагогические средства и обустройство образования за счет особых возможностей и потребностей самого обучающегося: одаренность и разнообразные задатки и способности, особые возможности здоровья, наличие образовательных дефицитов в той или иной области знаний и т.д.;
  • ребенок имеет сложности с социализацией;
  • требуются новые решения, в том числе для использования потенциала внеурочной деятельности, образовательного потенциала социума, территории;
  • требуется вовлечение родителей в решение образовательных задач, что обеспечивает становление субъектной позиции родителей в образовательном процессе.
Организации сотрудничества семьи и школы

Формирование ответственного и позитивного родительства – одно из основных направлений социальной политики Российской Федерации, закрепленных в Концепции государственной семейной политики до 2025 года, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации № 1618-р от 25 августа 2014 года.

Работа с родителями (законными представителями) обучающихся занимает серьезное место в решении проблем школ с низкими образовательными результатами. Важно получить в лице родителей единомышленников, понимающих стоящие перед школой задачи, и соработников, готовых решать эти задачи вместе с администрацией и педагогическим коллективом. Все вопросы школьной жизни необходимо решать сообща. Участие родителей может в значительной степени ускорить проводимые процессы модернизации и перестройки работы конкретной школы, направленные на преодоление низких образовательных результатов.

Чтобы быть активным помощником в преодолении негативных явлений в жизни образовательной организации, родитель должен иметь:

  • мотивацию к участию в жизни школы;
  • качественную информацию о работе школы;
  •  понятные и открытые механизмы участия в решении вопросов школьной жизни.

Ниже приведены информационные материалы, направленные на решение задачи вовлечения родителей (законных представителей) в учебно-воспитательную деятельность и повышения качества диалога семьи и школы.

Для организации информирования родителей об участии в жизни школы, повышения престижа органов ГОУО разработан «Комплект наглядных информационных материалов для родительской общественности по участию в государственно-общественном управлении образованием».

Ответ на вопрос «Как создать Управляющий совет в школе?» — в информационном материале «Управляющий совет образовательной организации. Задачи, функции, порядок формирования и функционирования».

Наиболее актуальный нормативно-правовой акт, раскрывающий механизмы государственно-общественного управления образованием: Распоряжение Министерства просвещения Российской Федерации от 27 декабря 2019 г. № Р-154 «Об утверждении методических рекомендаций по механизмам вовлечения общественно-деловых объединений и участия представителей работодателей в принятии решений по вопросам управления развитием образовательной организации, в том числе в обновлении образовательных программ».

Работа по повышению заинтересованности родителей в участии в жизни школы, интереса к обучению и воспитанию детей, безусловно, не сводится к процессам, описанным выше в информационных материалах. Важнейшую роль играют просветительская работа с родителями по различным тематикам, проведение совместных детско-родительских мероприятий. Ответы на вопрос «Как организовать просвещение родителей?», контент для организации просветительской работы, интересные практики представлены на сайтах: https://nra-russia.ru/, https://ruroditel.ru/, https://xn--80aidamjr3akke.xn--p1ai/.

Психологические программы повышения вовлеченности родителей учащихся с низкими образовательными результатами

Родительское вовлечение в образовательный процесс может помочь улучшить образовательные результаты детей. В этом ключе выстраивание открытых, эффективных, доверительных и сотруднических отношений между семьей/родителями обучающихся и школой является одной из важнейших задач, которая стоит перед учителями, директорами и другими сотрудниками школы. Налаженная коммуникация между школой и семьей и вовлечение родителей в образование детей положительно влияют на академические успехи школьников и их мотивацию к обучению, повышают заинтересованность учителей, снижают уровень насилия/буллинга в школе, улучшают репутацию школы в профессиональных кругах и в местном сообществе.

Для этого управленцам и учителям необходимы понятные, эффективные инструменты, которые бы адаптировались под те реалии и контекст, в которых школа работает. К сожалению, те инструменты и способы вовлечения и коммуникации с родителями, которые школа привыкла применять в своей практике, сегодня не отвечают запросам, не учитывают индивидуальные особенности семей – это способствует уходу семьи из школы, появлению конфликтных ситуаций, ухудшению психологического благополучия обучающихся и к их низким образовательным результатам.

Комплект материалов по данной тематике представлен по ссылкам:

  1. Самоэффективность как содержательная основа образовательных программ для родителей.
  2. Родительская вовлеченность в формирование образовательного пространства детей.
  3. Уровни родительского участия в образовании детей.
  4. Вовлеченность родителей третьеклассников в учебные дела детей.
  5. Коммуникация семьи и школы: ключевые особенности на современном этапе.
  6. Взаимодействие семьи и школы: каналы коммуникации педагогов и родителей.

Предлагаемые материалы на основе эмпирических данных отвечают на следующие вопросы:

  1. Что такое родительская вовлеченность? И почему сегодня это так важно для повышения образовательных результатов и психологического благополучия ребенка и для школы?
  2. Что влияет на степень вовлеченности родителей? Почему родители уходят из школы? Каковы уровни вовлеченности родителей и что это значит?
  3. Какие площадки коммуникации популярны среди родителей и учителей? Что нравится и что не нравится семье при коммуникации с учителями своего ребенка? Какие есть психологические способы, практики по выстраиванию неконфликтного общения с семьями обучающихся?
  4. Как предсказать, что семья будет вовлекаться и дальше в образование своего ребенка? Как работать с родителями, дети которых показывают низкие образовательные результаты? Почему важно развивать в родителях самоэффективность, а именно представления о том, что он (родитель) может справиться с решением задач по воспитанию ребенка и что его действия приведут к желаемому результату?

Предлагаемые практические рекомендации помогут школам проанализировать сильные и слабые стороны в коммуникации с семьями обучающихся, понять причины невовлеченности родителей в образование детей, разработать стратегию по вовлечению родителей учащихся с низкими образовательными результатами, что внесет свой вклад в повышение качества образования.

Поскольку проблемы вовлеченности родителей часто сопряжены с проблемным, дезадаптивным, девиантным поведением детей, взаимодействие с родителями не может не касаться этой темы. Формы и содержание такой работы с родителями представлены в пособии «Организация просветительской работы с родителями по вопросам профилактики девиантного поведения».

Методические рекомендации предназначены руководителям, педагогам и специалистам образовательных организаций, специальных учебно-воспитательных учреждений открытого и закрытого типа, центров психолого-педагогического и медикосоциального сопровождения, иных образовательных учреждений.

В пособии представлены рекомендации по организации и проведению просветительской работы с родителями в системе дошкольного образования, начальной, средней и старшей школы, СПО по проблемам отклоняющегося (девиантного) поведения детей, подростков и юношей. Детальная информация по данной теме представлена в публикации: https://psyjournals.ru/devbehprevention2018.

Педагогам школ с низкими образовательными результатами

Компетенции «4К»: формирование и оценка на уроке. Практические рекомендации

Сегодня общепризнано, что ориентация на формирование компетенции «4К» не только актуальный тренд развития эффективных образовательных систем, но и важное условие учебного прогресса отстающих школьников и учащихся с низкой учебной мотивацией.

Данные методические рекомендации адресованы учителям, проводящим и разрабатывающим уроки, на которых формируются компетенции критического и креативного мышления, коммуникации и кооперации («4К»).

В рекомендациях подробно описаны компетенции «4К» и их интеграция в современный образовательный процесс. Также они включают материалы, необходимые для проектирования учебных заданий, развивающих компетенции «4К»; оценочные инструменты, которые позволят учителю оценить уровень сформированности этих компетенций; методики, с помощью которых учителя могут проводить совместное педагогическое исследование, осваивая новые формы работы.

Все представленные в рекомендациях образцы прошли апробацию в отечественных школах.

Я – эффективный учитель. Как мотивировать к учебе и повысить успешность «слабых» учащихся?

Данное пособие содержит разнообразный педагогический инструментарий, позволяющий учителю эффективно преподавать и профессионально развиваться. В нем представлены методики и технологии, которые помогут учителям повысить качество преподавания, стимулировать активность учащихся и обеспечить им поддержку на основе организации продуктивного сотрудничества всех участников педагогического процесса.

Пособие адресовано педагогам и администрации школ, руководителям и специалистам органов управления образованием, работникам организаций высшего и дополнительного профессионального образования, специалистам методических служб.

Как учителю работать с неуспевающим учеником: теория и практика рефлексивно-деятельностного подхода

В данной брошюре с позиций рефлексивно-деятельностного подхода рассматривается проблема индивидуальной помощи неуспевающему ученику, которую могут оказывать учитель, психолог, родитель и другие взрослые, работающие с ребенком. В тексте изложены теоретические основания рефлексивно-деятельностного подхода, приводятся примеры оказания помощи детям разных возрастов в различных ситуациях затруднения.

Навигатор профилактики девиантного поведения

Навигатор профилактики девиантного поведения в школе – памятки с признаками различных видов социального неблагополучия и алгоритмы действий педагогов в случаях их проявлений – разработан для педагогов, классных руководителей и других специалистов образовательных организаций.

В пакет разработок включены:

  • Инструкция к Навигатору профилактики и памяткам по различным видам девиантного поведения;
  • Навигатор профилактики девиантного поведения;
  • Памятка по социально-психологической дезадаптации;
  • Памятка по раннему проблемному (отклоняющемуся) поведению;
  • Памятка по рискованному поведению;
  • Памятка по суицидальному, самоповреждающему поведению;
  • Памятка по аддиктивному (зависимому) поведению;
  • Памятка по агрессивному поведению;
  • Памятка по делинквентному поведению.

Памятки представляют собой постеры с инфографикой и методическим сопровождением. Материал находится в открытом доступе.

Психологическое сопровождение интеграции детей-мигрантов

Существует ряд трудностей включения детей-мигрантов в образовательный процесс: низкий уровень владения русским языком, сложности адаптации к учебному процессу, изменение учебного процесса с ориентацией на потребности детей-мигрантов. Эффективная деятельность психологов по решению данного ряда трудностей не представляется возможной без овладения основными этнопсихологическими знаниями и использования прикладных кросс-культурных технологий.

Одним из ресурсов по вопросу интеграции мигрантов в образовательный процесс являются методические рекомендации «Технологии психологического сопровождения интеграции мигрантов в образовательной среде». Учебно-методическое пособие адресовано специалистам-психологам, решающим задачи интеграции мигрантов в образовательных учреждениях (школах, образовательных холдингах, центрах дополнительного образования) и психологических центрах.

В пособии представлены теоретические концепции, знакомство с которыми является необходимым условием эффективной работы психолога с детьми-мигрантами; предлагаются методические рекомендации для планирования и организации межкультурного тренинга в образовательной среде; даны материалы об индивидуальной и групповой работе с детьми-мигрантами, а также материалы для организации помощи педагогам, работающим с инокультурными учащимися.

Цифровая платформа психолого- педагогических программ работы с трудностями в обучении у обучающихся, имеющих соответствующие риски неблагоприятных социальных условий

На цифровой платформе для психологов и педагогов, а также руководителей и специалистов службы практической психологии образования размещены материалы авторов – лауреатов Всероссийского конкурса лучших психолого-педагогических программ и технологий в образовательной среде (2018–2019), проводимого общественной организацией «Федерация психологов образования России» и ФГБОУ ВО МГППУ.

Цифровая платформа подготовлена по результатам анализа программ и технологий психолого-педагогической работы в системе образования – участников Всероссийского конкурса лучших психолого-педагогических программ и технологий в образовательной среде (2018–2019), которые направлены на работу с трудностями в обучении у обучающихся 1–11-х классов, имеющих соответствующие риски неблагоприятных социальных условий.

На данном ресурсе в открытом доступе размещены лучшие практики реализации психолого-педагогических программ и технологий в отдельных регионах страны, описывающие основные принципы и научные подходы психолого-педагогической работы с детьми младшего школьного, подросткового и старшего школьного возраста, проблематику работы с категориями детей, имеющих особые образовательные потребности. Представленные практики показывают место и роль коррекционно-развивающей, профилактической и просветительской работы педагогов-психологов, а также опыт развития междисциплинарного взаимодействия специалистов в процессе психолого-педагогического сопровождения образования.

Методические рекомендации для учителей по преподаванию учебных предметов в образовательных организациях с высокой долей обучающихся с рисками учебной неуспешности

Методические рекомендации по преподаванию учебных предметов (русского языка, литературы, математики, информатики, истории, обществознания, иностранных языков, биологии, географии, физики, химии) в образовательных организациях с высокой долей обучающихся с рисками учебной неуспешности выстроены на основе анализа проблем подготовки участников ЕГЭ, балансирующих на грани преодоления минимального балла по соответствующим учебным предметам. Рекомендации ориентированы на организацию преподавания учебных предметов в 10–11-х классах и учитывают специфику конкретных учебных предметов. Рекомендации содержат в себе подходы к корректировке образовательных программ / примеры образовательных программ компенсирующего уровня, изменению методики работы учителя-предметника, советы по организации подготовки к ЕГЭ.