27 марта на базе МБОУ «ЦО № 27» была организована методическая мастерская «Спортивно-оздоровительные и игровые практики в работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ, инвалидностью» для инструкторов по физической культуре, воспитателей, дефектологов, логопедов дошкольных учреждений, посвященная привлечению детей с проблемами здоровья к физкультурно-спортивной и коллективной игровой деятельности.
В Конвенции о правах инвалидов выделяется право всех инвалидов заниматься спортом и участвовать в спортивных мероприятиях, включая право детей-инвалидов на «мероприятия в рамках системы образования». Если положительные эмоции являются психическим фактором развития личности (по мнению Л. С. Выготского), а реабилитация сопровождается и закрепляется чувственной сферой, психологическим опытом, то занятия физической культурой и спортом объективно развивают и социализируют ребёнка. Правильно организованные занятия позволяют найти золотую середину между гиподинамией и гипокинезией. Сензитивные периоды, играющие решающую роль для последующего развития ребёнка, приходятся на ранний и дошкольный возраст.
Модератором выступила Смелова М.В., главный специалист МКУ «ЦНППМ г. Тулы», обратившая внимание педагогов на комплексную социальную поддержку детей, к которой относится и адаптивная физическая культура – метод преодоления препятствий, компенсации нарушенных функций за счёт развития сохранённых.
Возможности педагогов дошкольного образования в спортивной и игровой инклюзивной деятельности позволяют реабилитировать детей с особенностями развития, в той или иной степени компенсировать или восстановить нарушенные сферы жизнедеятельности, и социализировать детей, подготовить их к получению школьного образования.
С приветственным словом к собравшимся обратилась Тухова Людмила Фёдоровна, заместитель директора по дошкольной работе, рассказавшая о предварительных итогах работы с особенными детьми в дошкольных учреждениях «ЦО № 27» за 2023-2024 учебный год.
На мероприятии был рассмотрен ряд вопросов по адаптивным физическим практикам педагогами МБОУ «ЦО № 27»:
— Игровые технологии как средство развития эмоционального интеллекта детей с ОВЗ (Орехова Мария Александровна, педагог-психолог),
— Использование игровых упражнений, малоподвижных и подвижных игр в работе с детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами (Кочетова Людмила Анатольевна, воспитатель),
— Использование игровых технологий в обучении детей с общим недоразвитием речи и задержкой психического развития (Сапронова Наталья Вячеславовна, учитель-логопед),
— Особенности организации занятий по физическому развитию для детей с расстройством аутистического спектра (Сушко Лилия Александровна, инструктор по физической культуре),
— Особенности применения различных видов мячей для организации коллективных игр детей с ОВЗ в процессе физкультурно-оздоровительной работы (Куликова Марина Викторовна, инструктор по физической культуре),
В работе мастерской приняли участие 31 педагогический работник из 12 дошкольных отделений образовательных организаций и центров развития ребёнка.